Православный портал Православный портал

Радоница

Ра́доница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость – т.к. всегда выпадает на празднование Пасхи (которое продолжается 40 дней). Cовершается на 9‑й день после Пасхи, во вторник Фоминой седмицы (следующей после Светлой седмицы), чтобы разделить радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь.

На Радоницу совершается первая панихида после Пасхи. Принято посещать кладбища, раздавать милостыню и просить молиться об усопших.

 

Следует отметить, что традиция ходить на кладбище в первый день Пасхи неправильна. К сожалению и по сей день этой традиции следуют многие россияне. Она возникла в годы гонений на Церковь, когда люди не могли открыто посещать храмы в праздник Воскресения Христова и "заменяли" таким образом свое участие в пасхальном богослужении. Поминая своих усопших на кладбище, они одновременно выражали веру в бессмертие души и всеобщее воскресение. Церковь со своей стороны не благословляет православных верующих идти на кладбище в день Пасхи, потому что смерть близких, особенно если она произошла недавно, вместо радости, которая приличествует этому дню, повергает человека в печаль.

 

Приходя на могилы своих близких мы делимся с ними радостью о Воскресении Христовом. Общение с ними напрямую для нас невозможно, поэтому посещение кладбища должно предваряться церковной молитвою. После молитвы церковной мы переходим к молитве частной, у места их упокоения. В этот день Церковь так же говорит нам совершать милостыню, подавать нуждающимся во имя усопших. К сожалению и эта традиция в наши дни изменилась, люди приносят на места погребения пасхальные яйца и куличи. Оставлять их на могилах является языческим пережитком древних поминальных трапез - тризн. Нужно помнить, что традиция оставлять еду, — это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало веру.

 

Неприемлем с церковной точки зрения также обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом - фотографию усопшего: это, говоря современным языком - новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая. Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка. Поэтому очень важно правильно понимать смысл поминовения усопших: наши умершие родственники могут нуждаться в молитве за них Богу, нашей личной и церковной, но маловероятно, что они нуждаются в «стопочке с хлебушком» на могилке.

 

Как видим, у Радоницы два пласта - языческий и христианский. К сожалению, первый из них оказался более понятным простому человеку в силу своей внешней эффектности и легкости в исполнении. Ведь это же совсем нетрудно — прийти на кладбище, сказать несколько теплых фраз о покойном, выпить и закусить, а потом оставить часть обеда на могиле. Куда тяжелее постоянно молиться об умершем и делать добрые дела в его память — искренне, непринужденно, бескорыстно.

 

Так особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы,«с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».