Православный портал Православный портал

Св. Равноапостольный князь Владимир

Святой князь Владимир был сыном Киевского князя Святослава. В первый раз имя Владимира упоминается в русских летописях под 968 годом, при повествовании о нашествии печенегов, когда его бабка, святая равноапостольная княгиня Ольга, с малолетними внуками и жители Киева, из-за отсутствия своего сына Святослава, были осаждены в Киеве степными кочевниками. Князь Святослав незадолго до своей смерти разделил Русскую землю между тремя сыновьями: старший сын, Ярополк, получил Киев, средний сын, Олег, — землю Древлянскую, а младший сын, Владимир, — Новгород.

 

Вскоре после смерти Святослава между братьями начались распри. Князь Ярополк в 977 году выступил с ратью на Древлянское княжество. Князь Олег погиб во время отступления близ города Овруча. Известие о его смерти достигло Новгорода, и князь Владимир, зная властолюбие брата, бежал за море к варягам. Ярополк послал в Новгород своих посадников и стал один править на Руси. Но через три года князь Владимир вернулся в Новгород с дружиной варягов и изгнал киевских посадников. Вскоре он завоевал Полоцк и затем покорил Киев, по его воле был убит Ярополк. Став единодержавным князем Руси, Владимир осуществил несколько удачных военных походов: завоевал Галицию (Червонную Русь), смирил вятичей и радимичей, победил камских болгаров, успешно воевал с печенегами и, таким образом, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. Утвердив свою власть, великий князь Киевский Владимир всячески стремился упрочить на Руси языческую религию.

 

В 983 году, после удачного похода на ятвягов, князь Владимир, по обыкновению, решил принести жертву идолам. Бояре бросили жребий, павший на Иоанна, сына варяга Феодора, который был христианином. Феодор отказался отдать своего сына-христианина в жертву бездушным идолам. Разъяренная толпа киевских язычников разрушила дом варягов, под обломками которого Феодор и Иоанн приняли мученическую кончину. Видя такую преданность Христу, князь Владимир задумался о правильности избранного им пути. Владимир стал припоминать свое детство и благочестивые наставления, которые слышал от своей бабки, равноапостольной Ольги. Тогда князь задумал побольше узнать о других верованиях. Проведав об этом и о его желании принять истинную веру, в Киев стали приходить проповедники из разных стран. Первыми в 986 году явились послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, по реке Каме. Вторыми были послы немецких католиков, говорившие князю Владимиру о величии незримого Бога Вседержителя и ничтожестве языческих идолов. Следующими пришли делегаты иудеев, пришедших из Хазарского каганата. Но не одна из делегаций не смогла убедить князя проникнуться симпатией к их вероучению.

После всех этих проповедников прибыл в Киев греческий философ, он изложил князю Владимиру историю творения мира и грехопадения, после же показал икону Страшного Суда. Пораженный этим изображением, Владимир вздохнул: «Благо стоящим направо (праведникам) и горе тем, что налево (грешникам)». «Если хочешь стоять с праведниками, то крестись», — призвал его философ. Владимир подумал и отвечал: «Подожду еще немного».

Вскоре после того в 987 году князь Владимир выступил в поход на город Херсонес (Корсунь). Взяв Херсонес, он потребовал руки царевны Анны, угрожая в случае отказа походом на Константинополь (Царьград). Византийские императоры-соправители поставили условием брака принятие князем Владимиром веры Христовой. Когда царевна Анна прибыла с духовенством в Херсонес, князь Владимир внезапно ослеп. Царевна предложила ему немедленно креститься, в надежде исцеления. Во время святого Крещения князь Владимир прозрел и телесно, и душевно, и в духовном восторге воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!».

По возвращении в Киев князь Владимир собрал двенадцать своих сыновей и, подготовив их к принятию веры Христовой, крестил. Крестился и весь его дом, и многие бояре. Затем князь Владимир приступил к искоренению язычества на Руси и принялся ревностно истреблять языческих идолов.

Великий князь Владимир назначил определенный день всенародного Крещения (по некоторым сведениям, 1 августа 988 года). Тогда крестилась большая часть Киевлян.

После принятия крещения святой великий князь Владимир внутренне преобразился, он стал новым человеком, облагодатствованным Духом Святым, стал примером кроткой и сострадательной любви к ближним. Исполнение заповедей Христовых, выполнение предписаний Святой Церкви, следование ее строгим уставам — все это стало мерилом жизни и поведения великого князя.

Блаженная кончина святого равноапостольного великого князя Владимира наступила 15 июля 1015 года в селе Берестове, близ Киева. Погребен он был в Десятинном храме, горько оплаканный всем русским народом.