Никольское - древнее, с богатой многовековой историей село. В наши дни Никольское – живописный уголок средней России, не отягощённый вычурными постройками, не оглушённый рёвом бесконечного потока машин. Жителей в селе немного и всё больше пенсионного возраста. Оживает село летом, с приездом дачников – дети, молодёжь… Главным центром сельской жизни – в летнюю пору и в период осенне-зимнего межсезонья является храм. Храм во имя Святителя Николая Чудотворца. На протяжении почти столетия, с момента его возведения и освящения, люди шли со своими горестями и радостями под своды храма, к образу святого Николая, Николы Вешнего, как зовут в народе всеми любимого и почитаемого чудотворца. А потом свершилась Великая октябрьская революция. Последующие годы, как кровавая лавина, сметали с лица земли святыни земли Русской. Не уцелел и Святоникольский храм.
Село Никольское, лежащее среди пышных заливных лугов, на берегу живописной реки Молохты, никогда не считалось бедным. Вблизи села проходили торговые пути в Иваново-Вознесенск и из Нерехты в Шую, что, конечно, благоприятствовало развитию крестьянской торговли. К тому же от Никольского до Иваново было 15 верст, неподалеку стояли Плес, Шуя – там проходили богатые ярмарки, базары, куда сельчане привозили продовольственные продукты и произведения местных ремесел.
Местные крестьяне занимались скотоводством, также приход был земледельческим, крестьяне высевали по весне рожь, овес, ячмень, картофель. На карте костромской губернии это было одно из тех редких мест, где при хорошем урожае дотягивали до новой жатвы на своем хлебе. При неблагоприятных летах прихожане закупали хлеб «на хлебной пристани в Плеса», а «с проведением Шуйско-Ивановской и Ивановско-Кинешемской железных дорог» получили возможность делать закупки в Иванове.
Из дополнительных к земледелию занятий имело распространение ручное ткачество миткаля, которым занимались все женщины прихода. Со временем в Широковской волости, частью которой был Никольский приход, появилась своя прядильно-ткацкая фабрика (в д.Олюново) и большинство прихожан-мужчин, занимавшихся промыслами, стали работать на этой и соседних мануфактурах. Кроме прядильно-ткацкой фабрики в волости действовали овчинная мастерская и кирпичный завод.
Ещё до 1854 года, когда в селе была построена Церковь Николая Чудотворца по заказу помещика Молчанова В.А., в девятнадцатом веке породнившимся с родом А.С. Пушкиным по материнской линии, Никольское уже значилось селом, а следовательно, в нём уже был храм. Какой – к сожалению, мы вряд ли узнаем, так как многие документы о Никольском не сохранились в архивах. - Впервые мы приехали в село Никольское 2006 году открывать Храм восстанавливать его, и приходскую жизнь в селе.
В церковной жизни каждого прихода особое место отводилось старосте. В этом смысле Никольскому приходу повезло, может быть, более, нежели другим. Мы имеем в виду Иваново-Вознесенского купца Григория Кузнецова, неутомимого и заботливого опекуна Никольского храма, бывшего старостой в кон.XIX в. Он завершил и дополнил работу, начатую В.А. Молчановым. В 1986 г. он подал на имя епископа докладную записку «о приобретении им в церковь разных вещей» и прошение о благоустройстве храма, в котором, в частности, сказано: «Никольский храм был устроен в 1854 году. При устройстве его предположено, чтобы в теплом храме были два Алтаря, по правую и левую сторону прохода в холодный храм. По недостатку средств, в свое время, устроен был один Алтарь, на правой стороне. Движимый усердием ко храму божию и желая увековечить память о царе-миротворце Александре 3-м, я изъявляю готовность на собственные средства с доброхотодателями устроить алтарь (и иконостас) с левой стороны теплого храма в честь Покрова Божией Матери, сверх сего, желаю вместо разрушившейся печи устроить новую изразцовую печь» и «снять старый колокол в 50 пудов с колокольни», «как иззвонился и плохова качества …». Старый колокол предполагалось продать на завод, а вырученные за него деньги пустить на устройство нового дома для Николаевской церковно-приходской школы. Добавим, что во время подания прошения, купцом уже был приобретен новый церковный колокол весом в 101 пуд 5 фунтов, вовсю шло и «устройство дома для школы», производимое на земле никольских крестьян.
Школу Василий Григорьевич строил «по случаю исполнившегося трехсотлетия со Дня Рождения царя Михаила Федоровича, родоначальника благополучно царствующего Дома Романовых» и заранее испросил дозволения епископа по устройстве ее «поставить в помещении Икону во имя Феодоровской Божией Матери и два портрета – царя Михаила Федоровича и ныне благополучно царствующего императора Николая 2-го» (12.07.1896 г.).
Колокол местный настоятель, благочинный округа, а за ним и епархиальное начальство продать не позволили, чем причинили обиду и ввели в еще больший расход купца А.Г. Кузнецова. Тем не менее, после разрешения недоразумений, были сделаны и новый иконостас и новая школа. Согласно акту освидетельствования произведенных работ: «Придел был устроен в левой стороне теплого храма, иконостас для него устроен новый из сосны, украшенный по местам резьбой, трехярусный, царския двери резныя. Престол устроен вышины 1 арш …, длины и ширины 1 арш. 6 вершк.; жертвенник … высоты , 1 арш. 4 верш. длины и ширины. Печь устроена из белого кирпича, круглая, крытая листовым железом. Здание для школы устроено на крестьянской земле, в 35 саж. от церкви, деревянное, 13 аршин … 9 –ти ширины, 5 аршин высоты, крыто тесом … нет; высота комнаты 4 аршина, в левой стороне отгорожено тесом помещение для учителей, печь русская с подтопком – из классной комнаты выложена изразцом, окон в доме 10 – все имеют по две рамы, дверь одна столярной работы. Все работы сделаны надлежащим образом и из доброкачественного материала».
Освидетельствование было произведено в ноябре 1897 года и, надо полагать, около того же времени новый предел был освящен, а школьный дом заполнился голосами юных прихожан Никольского, что на Молохте, храма, стоявшего в селе Никульском Нерехтского уезда тогда еще Костромской губернии.
В 1917 году свершилась Великая Октябрьская революция. В архивном фонде Уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви по Ивановской области имеются сведения, что церковь как культовое здание не использовалась с января 1930 г. Заявлений от нового общества верующих, желающих взять церковь в аренду, не поступало. Никольский сельсовет ходатайствовал перед Иваново-Вознесенским горсоветом о закрытии храма и передаче здания… местному колхозу под склад. На заседании комиссии по рассмотрению религиозных вопросов при облисполкоме Ивановской промышленной области 15 апреля 1932 г. (протокол №5) по вопросу о закрытии церквей в с.Сидоровском и С.Никольском Ивановского района постановили: «Принимая во внимание, 1. что верующие отказались от пользования этими церквями, 2. что ст.35 постановления «О религиозных объединениях выполнена, 3. что колхозы этих сел нуждаются в помещении для склада сельскохозяйственных продуктов, для чего эти могут быть использованы -договора расторгнуть и церкви, как молитвенные здания, ликвидировать с передачей их колхозам под зернохранилища» (Ф.Р-2953. Оп.З. Д.83. Л.8,15-16 об., 43).
Удивительно, что у тех, кто родился в этом селе и даже был крещён под сводами этого храма в младенчестве, не дрогнула рука, замахнувшаяся на старинную святыню. Понятное дело, что часть церковной утвари, имеющая хоть какую-то ценность, была разграблена, а сам храм осквернён. И всё же Святитель Николай уберёг храм своими святыми молитвами: ведь храм могли просто разрушить подчистую.
Однако на этом злострадания святыни не закончились. Выстояв Великую Отечественную войну, храм уже в 1960 году подвергся сильнейшему пожару. А затем местный председатель, рьяный коммунист, отдал приказание разрушить колокольню, после чего обгорелые остовы стен и груды битого кирпича – всё, что осталось от некогда прекрасного храма – были окончательно преданы забвению.
«Возлюбленные братья и сестры — пользователи интернета!
Возрождая наши Храмы, мы возвращаемся к русской самобытности; очищая наши Храмы, мы очищаем свой путь к Свету и Жизни, восстанавливаем этим союз с Богом.
Возвращение к истокам православной духовности нашей Русской земле сложно и длительно сделать это будет возможно только ценой общих усилий всех православных верующих и ищущих Бога людей, соборным единомыслием, как это было во все времена христианской истории.
Обращаю особое внимание молодого поколения на то, что ему предстоит сохранить не разрушенное за десятилетия богоборческой власти. Именно молодежи предстоит осознать, что фундаментальным для русского быта было и остается православие. Лишь пребывая, в церковной жизни, современный человек, который погружен в повседневную житейскую суету, способен будет правильно оценить жизнь и встать на путь Истинный.
Храм в селе — это не просто необходимость, но центр духовной жизни, где в пожилом возрасте можно получить утешение, а в молодом -просвещение.
От лица приходского собрания и всех жителей, окружающих сел и деревень, приглашаю всех желающих помочь в восстановления Святыни — Храма.
Будем признательны за любую помощь, в том числе добрым словом, советом, молитвой. Помните, что все Ваши пожертвования и добрые дела, малые и великие, не пропадут даром у Бога. Доброе, делаемое Вами, будет помниться не только в этом веке, но и в будущем.
» …благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа»
(1Кор. 1. 3)
Настоятель храма иеромонах Нектарий
Новый батюшка – первый за семьдесят лет – появился в опустевшем Никольском уже в 2006 году, когда храм был возвращён Русской Православной церкви. Совсем молодой интеллигентный иеромонах казался сельчанам какой-то диковинкой. Косились, обсуждали: долго не выдержит. Село в глубинке, удобств нет, от храма, считай, камня на камне не осталось, молодёжи раз-два и обчёлся, у стариков свои проблемы: безденежье, болезни, пьянство. Так что сразу установить контакт с местными жителями у отца Нектария не получилось.
- Да и мне все было непривычно, - рассказывает отец Нектарий. - У меня было какое представление: бабушки — верующие и добрые, они пирожки приносят, покушать пригласят. А в Никольском открылась совсем иная сторона, атеистическая.
Сердца людские зачерствели за десятки лет безбожия. Многие просто отворачивались от священника, дескать, молод ещё учить. Мужчины отвыкли от работы и опасались, что их заставят трудиться над восстановлением храма, да ещё бесплатно. Конечно, были исключения – отзывчивые, добрые люди, но их можно было пересчитать по пальцам.
Особенно тяжело было новому настоятелю входить в храм. Это просто невозможно было назвать храмом: ни окон, ни дверей – одни проёмы. Летом трава выше пояса. На уцелевшей кровле растут деревца, вьют гнёзда птицы. Наиболее уединённые уголки здания облюбовала молодёжь для своих развлечений. Сколько раз отец Нектарий натыкался здесь на пустые бутылки, банки, объедки, а то и шприцы наркоманов…
Ужас, уныние, отчаяние – далеко не полный перечень того, что родилось бы в душе любого, кто оказался бы на месте молодого настоятеля. Но горячая вера и желание возродить святыню, снова поселить в сердцах людей любовь к Господу ни на минуту не оставляли отца Нектария. Он молился непрестанно, повторяя себе, что с Божьей помощью всё получится…
- Начал я с того, что стал устраивать общие чаепития. И сам стал ходить к людям в гости. Общались за чашкой чая, и они задавали мне самые разные вопросы. Не только о Церкви, о Боге. Просто — о жизни. Надо к людям идти — тогда и они к тебе пойдут. Святые отцы говорят, что мы сердце не тратим, а ведь оно от этой траты только больше становится, расширяется. Сердечная любовь не имеет границ, - вспоминает настоятель. - Постепенно люди начали в церковь ходить. И не только на чаепития — на Литургию.
Через некоторое время добрые семена дали свои первые плоды: сельчане сами потянулись к отцу Нектарию. Рассказывали о своих радостях и горестях. Охотнее приходили на богослужения. Кто-то стал помогать в уборке и устройстве внутренней части храма. Старушки угощали батюшку своей нехитрой снедью, приглашали в дом пообедать. По словам отца Нектария, раньше в селе праздновали светские праздники, сейчас празднуют церковные.
- И я своим стареньким прихожанам стараюсь обязательно подарочки сделать: да хоть плитку шоколада. Ведь так нужно им внимание. Тем более, многие старые люди — совсем одни, без родственников, - говорит отец Нектарий.
Конечно, немалую долю доверия уважения от сельчан молодой настоятель заслужил тем, что не «сломался» в глуши. Более того, с возрождением прихода на селе стало гораздо меньше пьяниц. Заступничество Святителя Николая Чудотворца и сердечная молитва помогли многим завязать с пагубной страстью и начать новую жизнь.
Храм возрождался. Медленно, очень медленно, но верно и упорно. Появились окна, двери, была отремонтирована кровля… Руины всё больше приобретали очертания храма, и люди охотнее тянулись под его своды. Здесь крестили детей и венчались – как много-много лет назад…
На вопрос о том, происходили ли чудеса у иконы Святого Николая, отец Нектарий вспоминает один недавний случай, когда одна женщина – у них с мужем дача в Никольском -молила Господа о даровании их семейной паре детей. 22 мая, на престольный праздник, она молилась у иконы Святителя Николая в нашем храме, со слезами просила послать ей ребёночка… И чудо! – её молитва была услышана.
-Сам я во всем вижу покровительство Святителя Николая. В крещении я Николай, село Никольское, храм Николая Чудотворца, - рассказывает отец Нектарий. – Да поможет Господь нам всем…
В летнюю пору, когда село оживает и в нём раздаются детские голоса, отец Нектарий ощущает себя главой большой дружной семьи. Маленькие дачники всей душой привязаны к батюшке, он их наставник и старший друг, охотно отвечающий на вопросы, дающий советы и даже помогающий в их важных детских делах. Он любит природу и животных, знает так много интересного – от него совершенно не хочется уходить. Бывает, что детвора просто ходит по пятам за настоятелем, упрашивая дать какое-нибудь послушание по храму: принести, убрать, расчистить, подмести…Конечно, дело находится для каждого, и ребята выполняют всё с радостью. А разъехавшись по своим городским домам в конце лета, дети присылают батюшке добрые, светлые письма…
Возрождение святыни – само по себе чудо Божие. Словно чудесное воскресение – первая молитва под сводами храма, столько лет пребывающего в запустении, первая затеплившаяся перед образом свеча, человек, пришедший на первую в своей нелёгкой жизни исповедь.
Святоникольский храм возрождается к жизни. Но для того, чтобы к нему вернулся его первозданный облик, чтобы он стал центром духовной жизни окрестных сёл, предстоит сделать ещё очень и очень многое. В первую очередь – это огромный объём ремонтных работ, поскольку частично храм ещё не восстановлен и в отдельных местах представляет реальную угрозу обрушения.
Сельчане помогают, чем могут, но этого мало. Денежных средств не хватает катастрофически, но если каждый из нас окажет посильную помощь хотя бы совсем малой суммой – со временем храм будет восстановлен. Наши добрые слова и искренние молитвы также необходимы. В ответ прихожане Святоникольского храма молятся о всех нас.
Братия и сестры! Отзовитесь! Судьба частички православной России в наших руках!
МРО православный Приход храма Св. Николая Чудотворца с. Никольское Ивановского р-на Ивановской обл. РПЦ
ИНН: 3711018321, КПП 371101001
Расчётный счет: 40703810417000180051
в Ивановском ОСБ № 8639 г. Иваново 153037 пр. Шереметевский, д. 83
БИК: 042406608 к/с: 30101810000000000608
Для перевода пожертвования на восстановление храма Св. Николая Чудотворца с помощью пластиковых карт Visa, MasterCard или Maestro вы можете воспользоваться формой перевода ниже, или выбрать любой другой удобный способ отправки пожертвования через счета организации «Чудотворная Столица».